На прошлой неделе в сообществе было несколько постов про неразвивающуюся речь, недопредложения и прочие речевые проблемы. У моего сына тоже ого-го какие, поэтому мы уже погрузились в эту тему по самое некуда. И че-то пробило меня влезть на табуретку предостеречь тех, кто столкнулся с подобными вещами, от излишней беспечности и святой веры в то, что «у Маши племенник внука двоюродной сестры молчал до 5 лет, а потом заговорил, как Цицерон».

У сына где-то в 1,8 вышли из оборота все немногие слова и слоги, которые к этому моменту у него были. Остались только да-нет и ока, т.е. пока. После 2,2 мы задергались, пошли к неврологу, потом к логопеду-дефектологу, потом к психиатру. Узнали о ребенке много нового, нахватались диагнозов вплоть до аутизма под вопросом, но с речью не двинулись ни на букву. В 2,6 наступило лето, перерыв во всех обследованиях и ожидание нирваны в виде «вот щаз точно заговорит». Лето кончилось — не заговорил, в активе по-прежнему было 3 слова, в пассиве, вроде, неплохое понимание, но все равно регулярно я видела в глазах ребенка какое-то замешательство, а попытки выяснить что-то наводящими вопросами заканчивались плачевно.

В 2,10 сына взяли на занятия по растормаживанию речи, и слова таки пошли, но как-то странно: в виде ударных слогов. Первая эйфория — шутка ли, впервые за почти 3 года услышать от ребенка «мама» — сменилась недоумением: а почему ударные-то, а не первые, например, слоги? Параллельно сына выжила из садика воспитательница, каждый день говорившая мне: «Он у вас аутист, он меня не слышит и не выполняет моих инструкций, я не могу с ними работать!». При этом классическим сын явно не был, но вот упорно им казался многим, кто его видел не дома…

 

Не знаю, почему никто из врачей, которые сына смотрели, не посоветовал нам сразу же проверить слух. Точнее, все спрашивали про аудиограмму, которую делают в раннем детстве, а она была хорошая, т.е. ребенок был явно не глухой. Но про то, что есть гораздо более тонкие исследования, которые показывают разницу восприятия ребенком различных частот звука, мы узнали гораздо позже, на профильных форумах про безречевых детей.

И вот наконец-то в прошлое воскресенье мы прошли это обследование — вызванные потенциалы. И оно подтвердило то, что я сама уже некоторое время назад заподозрила после чтения профильных сообществ и опыта других родителей: у сына при нормальном бытовом слухе «выраженное ухудшение восприятия информации на речевых частотах (фонематическое восприятие)», «по правой стороне изменения менее выраженные».

Неочевидное про речь - фонематическое восприятие

 

Говоря по-русски, ребенок значительную часть речи воспринимает как шум или как сплошной поток, вычленяя в ней лишь отдельные куски. Отсюда, видимо, и ударные слоги, и невозможность правильно показать на картинке, где «Ночь», а где «Дочь», потому что слышится ему одна и та же «очь» в этих словах, а также упорное нежелание показывать, где «грушА», а где «грушИ» — по той же причине. И отсюда же и частые его истерики, когда на упорные крики «бу! бу!» я, вроде удостоверившись с помощью вопроса «БУлочку?», даю ребенку булочку, а ему, оказывается, нужна была книжка с БУквами, а не моя презренная булка.

На мой вопрос о том, откуда у этой проблемы ноги растут, невролог ответила, что из гипоксии во время беременности или родов, скорее всего, посоветовав при этом меньше думать про то, откуда, и больше о том, что с этим теперь делать. Сказала, что у нее есть и первоклассники с таким же впервые поставленным диагнозом: речь у них есть (т.е. к 5 годам они таки заговорили), но вот качество этой речи оставляет желать — наглухо нарушены склонения/спряжения, употребление предлогов и прочие «тонкие материи».

Так что ждать, пока сам разговорится, как Цицерон, в нашем и в подобных случаях можно аккурат до второго пришествия. Поэтому я и хочу всячески призвать всех, кто сомневается, все ли в порядке с речевым развитием ребенка, не паниковать, но и не пускать ситуацию на самотек — благо, сейчас возможности диагностики огромны, а сделать многое можно даже бесплатно. Будьте здоровы 🙂

30 Responses to Неочевидное про речь — фонематическое восприятие

  1. murik_555:

    Держитесь! Слава Богу, что вы все выяснили. Уверена, что вы все наверстаете, если с ребенком заниматься.

    Скажите, а с какого возраста можно делать это обследование по слуху? и как оно конкретно называется?

  2. keso_nov:

    Спасибо большое) Конечно, у нас большой план работы)

    Насчет возраста точно не подскажу, но, думаю, что с очень раннего. Называется исследование вызванных потенциалов, вот здесь можно почитать про разновидности и показания — http://www.prognozmed.ru/vizvanniepotencial

  3. murik_555:

    У Айрис есть книга «ребёнок и сенсорная интеграция», там описывается в частности и такой случай, причина по мнению автора — нарушение слуховой интеграции. почитайте, интерсная книжка, может что-то полезное для себя найдёте, какие-то способы устранения нарушения, которые вам ещё не озвучили, ну и суть самой проблемы как её видит Айрис.

  4. keso_nov:

    Да, я ее сейчас как раз дочитываю. Сначала Кислинг прочла на ту же тему, сейчас вот это читаю и надеюсь все это применять у нас, насколько это возможно при том узком выборе эрготерапевтов и около того, какой есть в Москве.

  5. dolcevika:

    «невозможность правильно показать на картинке, где «Ночь», а где «Дочь», потому что слышится ему одна и та же «очь» в этих словах»
    Не совсем «очь», а скорее с каким-то непонятным звуком впереди. Дело в том, что /н/ и /д/ — достаточно-таки похожие звуки. У детей с затрудненным носовым дыханием (например, из-за аденоидов) /н/ может как раз «съезжать», становясь похожим на /д/.
    В связи с тем, что ребенок путает близкие звуки, вам необходимо _прямо сейчас начинать заниматься языком(ами) с опорой на письменную форму_. Если он не слышит эту разницу — пусть увидит её!
    Хотя, кстати, само по себе путание звуков еще не обязательно признак патологии — можно посмотреть на регулярные соответствия в родственных языках — например, сравните украинское «прийшов» (читается /прыйшов/) и русское «пришёл», «вовк» — «волк».
    «нужна была книжка с БУквами»
    Устами младенца 🙂

  6. keso_nov:

    Ну да, я так, условно, потому что так совсем-то в ухо к нему не залезешь 🙂

    Насчет устами младенца — да, у него последний месяц просто безумная страсть к буквам проснулась, потому что их, видимо, он легко слышит (из-за того, что это, условно, 1 слог) и может с гордостью воспроизводить :)) Я пока не нажимаю на эту тему, чтобы не вспугнуть, но, думаю, будем и в этом направлении тоже двигаться.

  7. olik_gp:

    спасибо, что поделились Вашим опытом.
    Здоровья Вашему мальчику и Вам с мужем.

  8. keso_nov:

    спасибо!

  9. amerik:

    >значительную часть речи воспринимает как шум или как сплошной поток

    по-моему, это у большинства детей на определенном этапе развития бывает.
    очень многие знакомые дети, включая нашего младшего сына, начинали с ударных
    слогов. другое дело, что в три года этот этап обычно уже давно бывает пройден.
    знаю одного мальчика, который в два с половиной еще говорил ударными слогами;
    сейчас ему почти шесть, не Цицерон, но и ничего такого ужасного относительно
    «качества речи» тоже нет.

  10. keso_nov:

    я согласна, но тут речь про совокупность факторов: и возраст, и отсутствие вообще какой-либо речи долгое время, и результаты исследования, т.е. все вместе. одно дело, когда в 2,5 ЕЩЕ говорят слогами, а другое, когда в 3 года первое в жизни гав-гав воспринимается как праздник в семье)

  11. julia_mos:

    спасибо огромное за Ваш пост! срочно бегу проверять слух…
    а еще читаю про аутизм…

  12. keso_nov:

    не за что, пусть все будет хорошо!

  13. supermega:

    сам хотел написать подобный пост. У моего диагноз: сенсо-моторная алалия + аутистический синдром.
    Если моторная и аутистическая части нарушены лишь слегка, то сенсорная по полной программе.
    Многие пишут, что мол в 1.5 года ребенок еще не должен то-то и то-то или вообще пишут, что ребенок никому ничего не должен. На самом деле он все-таки должен: стать нормальным человеком, заговорить, пойти в нормальную школу и т.д.

  14. dolcevika:

    извините, не удержалась — кому ДОЛЖЕН? кому он должен стать каким-то нормальным (с точки зрения кого?) человеком, заговорить и пойти в какую-то нормальную (опять с точки зрения кого?) школу?))) маме с папой? обществу?
    я не спорю, если есть проблемы (ПРОБЛЕМЫ, а не некие особенности темпов развития), их надо решать, но ставить вопрос так, что он «кому-то должен» говорить в 1,5 года — на мой взгляд совершенно неправильно. ИМХО.

  15. korotkaya:

    ох блин 🙁 сочувствую!
    надеюсь, удастся исправить!

  16. keso_nov:

    спасибо, я тоже надеюсь)

  17. julia_mos:

    может, это просто glue ear — когда слизь скапливается за барабанной перепонкой и ребенок не слышит на определенных частотах? вам тимпанометрию делали?
    просто симптомы у моего сына были один в один — ударные слоги говорил. оказалось слизь. просто недостаточно широкие евстахиевы трубы. в англии это сплошь и рядом, как оказалось. в россии — да, все списывают на гипоксию в родах, там все проблемы на это списывают, такая техника. на самом деле гипоксия тут не особенно влияет.

    если это оно, то оно проходит почти у всех детей, когда они подрастают и трубы увеличиваются. моему семь. заговорил в 4. до этого слогами. потом все было нормально.
    врач сказал — оно не лечится никак. само проходит. если родители очень настаивают, могут сделать прокол но он не гарантирует ничего, а мороки куча. знакомые делали прокол в 2,5 года, через 2 недели ребенок говорил. мы не делали — общий наркоз и вообще операция все же, обошлись. сейчас говорит прекрасно, обычно в зимнее время слух снижается — больше насморков/слизи. проверяем слух 2 раза в год.

    так что не до второго пришествия. сам бы заговорил:)
    интересно, а вам какое-то лечение назначили?

  18. julia_mos:

    в общем, если у вас то же, что у нас — не переживайте:)

  19. keso_nov:

    удачи вам!

  20. keso_nov:

    спасибо!

  21. zheltok:

    Мнда… жаль, что врачам не пришло в голову проверить слух раньше, но я верю, что ребенку удастся нагнать своих ровесников.

  22. keso_nov:

    Да не то чтобы не пришло в голову, просто почему-то сразу все ушло в аутичные черты, а на проверке слуха особо никто не настаивал. Но ничего, в 3 с небольшим года — это совсем не поздно все скорректировать.

  23. ma1206:

    Бедный малыш! Надо же, как бывает!.. Держитесь.

  24. keso_nov:

    спасибо, мы стараемся направить грусть в конструктивное русло)

  25. apploko:

    Вы меня озадачили… Сын не говорит в 2,10, точнее говорит на своем, вперемешку с нормальными словами. Объясяется жестами в том числе. Но вот такого я не предполагала. Хотя вроде на мой взгляд, со слухом все нормально. По крайней мере слова знает и показывает правильно, на вопросы отвечает как может. Повторяет слоги за мной, с одной гласной, но разными согласными. Но у него нет многих звуков: ш, з, ж, л, ю, ы, ё, с, и когда попадается слог с таким звуком, сын не повторяет-не хочет. Как будто знает все, что может повторить, а что нет. Потихоньку у него эти возможности и желания повторять расширяются, но очень медленно. Что уже думать, не знаю. Муж уверен, что все в порядке, так как мы прошли многих врачей и они ничего не нашли. Аутизм исключили. Ну кроме отставания речи по сути все в норме.. Сын соображает очень хорошо, задания выполняет в книжках для детей 3-4 лет. Считает на пальцах, знает цвета, много слов в пассиве, стихи и сказки помнит ( если рассказывать неправильно-возмущается), но речь…

  26. julia_mos:

    я была уверена, что сын все слышит. пока не сделали тест на слух и не выяснили, что у него glue ear. то есть он не слышит ан определенных частотах, а потому и повтояряет только ударные слоги.
    абсолютно с развитием было все в норме. нормальный ребенок, все понимает, все делает, но не говорит. стал слышать — заговорил.

    но — если ваш сын может говорить несколькосложные слова — это не эта проблема. хотя слух проверить — дело хорошее. именно вот так, на разных частотах. и насчет слизи за барабанной перепонкой.

  27. apploko:

    бедный малыш! я после родов сама оглохла на оба уха и знаю что такое «недослышать», какое смятение испытываешь в такие моменты. от всей души желаю вам удачи, терпения и поскорее справиться со всеми трудностями!!

  28. keso_nov:

    спасибо большое! надеюсь, у Вас тоже все наладилось со слухом, — чего только не бывает с этими родами.

  29. natalka_l:

    удачи Вам и малышу огромной!
    и спасибо Вам большое за такое пост!
    мне в силу своей професии частенько приходиться сталкиваться с родителями, которые считают, что все нормально — «у Маши племенник внука двоюродной сестры молчал до 5 лет, а потом заговорил, как Цицерон».
    и трудно бывает убедить, что в этом деле лучше перебдеть (но и не увлекаться гипердиагностикой, которая тоже свойственна нашим врачам наряду с попустительством — во всем нужно залотая середина:. а вы молодец!

  30. keso_nov:

    спасибо большое за добрые слова и пожелания 🙂 на самом деле, все это довольно тоскливо, но я стараюсь не раскисать)

Добавить комментарий